Рождественка первоначальная
(беспорядочные воспоминания)
1. МЫ РАБОТАЕМ.
РОЖДЕСТВЕНКА родилась как рабочая группа энтузиастов шефского движения при МГО ВООПИК. Самим своим рождением она обязана трудовым ЧЕТВЕРГАМ и СУББОТАМ в РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ. В пыли и грохоте падали под нашими ломами и кувалдами стены, разделявшие на клетушки главный, самый старый собор обители, знаменитый Топориссимус Михайла Бакшевский артистически валил здесь растущие из фундаментов храма и келий тополя: а затем до снега мы рыли вокруг их пней мамонтоловные ямы, чтобы удобнее было подрубать их корни. Ну а после того были пять лет помощи музею МАРХИ в организации фондов и экспозиций.
РОЖДЕСТВЕНКА же проложила путь добровольцев и в ДОМ-МУЗЕЙ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В БОРИСО-ГЛЕБСКОМ, и в оригинальную церковь МАРОНА-ЧУДОТВОРЦА; видели нас в ПАЛАТАХ МИХАЙЛЫ БУХВОСТОВА, первого солдата Петровского, успели мы потрудиться и в Палатах Ржевских, которым так и не суждено было стать МУЗЕЕМ АРКАДИЯ ПЛАСТОВА, и в церкви ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО В БАРАШАХ, и, кажется, не будет конца этому перечислению: церковь ПЕТРА И ПАВЛА В ЯСЕНЕВЕ, церковь НИКОЛЫ В КОТЕЛЬНИКАХ и церковь в память 9 МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ... .
РОЖДЕСТВЕНКА не только примыкала к трудам на уже известных подшефных памятниках - она интенсивно ищет себе новые и новые фронты битв с подкрадывающейся и чаще торжествующей "энтропией" памятников старины: так, именно они на велосипедах обнаружили ЗОСИМО-САВВАТИЕВСКУЮ ПУСТЫНЬ В ФАУСТОВЕ и блистательную Шехтелевскую усадьбу ОДИНЦОВО, проложили путь в Можайск и в НАЗАРЬЕВО; одним словом: где только ни побывали! ГРЕБНЕВО и КОМЯГИНО, ОСТАФЬЕВО и АБРАМЦЕВО, неведомая усадьба ЛЮБВИНО, фантастическое подземелье в ЩЕЛКОВЕ и ЗВЕНИГОРОД, ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПУСТЫНЬ и ДУНИНСКИЙ ДОМ-МУЗЕЙ ПРИШВИНА, а также и запомнившийся общественный музей-дача КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО- ну не перечислить всего!
РОЖДЕСТВЕНКА любит работы разные: археологические раскопки и лесоповалы, снос современных стен и удаление недавней штукатурки, - лишь бы на этом памятнике радушно принимали, был бы он красив и величествен, и вела бы к нему долгая, красивая, грибная ЛЕСНАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ ТРОПКА.
РОЖДЕСТВЕНКА с первых месяцев своего существования не замыкает свою деятельность в столице и в пределах трехчасовой дороги пешком "от железки": РОЖДЕСТВЕНЦЫ едва ли не больше и чаще всех остальных отрядов работают вне родной Москвы. Это и летние выезды на отпуска и студенческие каникулы, и просто ознакомительные поездки ради кручения велосипедных педалей и колес. РОЖДЕСТВЕНКА - это ЛЕТНИЕ ВЫЕЗДНЫЕ ОТРЯДЫ, которые она отправляла в ЦАРСКОЕ СЕЛО и в ПОЛЕНОВО, на ВАЛААМ, СОЛОВКИ, в ПСКОВ и монастыри РОСТОВА ВЕЛИКОГО.
2. Так что же такое "РОЖДЕСТВЕНКА"?
РОЖДЕСТВЕНКА - имя это появилось в печати пять лет назад и задолго до того, как сходное историческое название было возвращено ныне уже давно бывшей улице Жданова. Как и улица, это образование обязано своим наименованием располагающейся вблизи бульварного кольца старинной обители, история которой уходит в далекий от наших дней конец ХIV века. Осенью 1990 года систематически, каждый ЧЕТВЕРГ (Традиционный для будничных встреч ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ РЕСТАВРАТОРОВ, каковые поистине "отрядородны": именно в четверг родились КАДАШИ в Палатах Ржевского, где в 1980-х планировалось открыть музей художника Аркадия Пластова; во вторник заново сплотились БЕЛОЗЕРЦЫ в Андрониковом монастыре-музее имени Андрея Рублева во время раскопок - поисков места захоронения великого русского художника-иконописца; тоже вторник сплотил РЕСТАВРОСЪ в церкви Успения в Путинках. Уже после РОЖДЕСТВЕНКИ в будни же и в первую очередь в традиционные срединедельные ЧЕТВЕРГИ собираются ПРАВОСЛАВНЫЙ ОТРЯД и вообще все ВСЕЦЕРКОВНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ и самостоятельнеющая от РОЖДЕСТВЕНКИ группа, работающая в церкви Троицы на Шаболовке), собирающиеся здесь ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ РЕСТАВРАТОРОВ стали осознавать себя единым целым, не укладывающимся в рамки уже существовавших Шефской секции МГО ВООПИК и работавших в этом РОЖДЕСТВЕНСКОМ монастыре отрядов РЕСТАВРОСЪ и КАДАШИ: история КАДАШЕЙ уже заканчивалась и лишь изредка они предпринимали дальние вылазки-полутуристские походы, а РЕСТАВРОСЪ прочно осел в церкви Успения в Путинках... И стала быть РОЖДЕСТВЕНКА: как ее иногда определяют, СОДРУЖЕСТВО ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ, СИДЯЩИХ В ПЫЛИ ВЕКОВ И ГОТОВЫХ РАДИ НЕЕ ПРОЕХАТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО КОЛЕНО В ТАЛОМ СНЕГУ ТРИДЦАТЬ ТРИ ЧАСА БЕЗ ОСТАНОВКИ!
3. ДОБРЫЙ ГЕНИЙ ПЯТИ ЛЕТ РОЖДЕСТВЕНКИ.
ЛАРИСА ИВАНОВНА ИВАНОВА-ВЕЙЕН, директор Музея МАРХИ, - это ей обязана РОЖДЕСТВЕНКА своим пятилетним безбедным существованием в Рождественском монастыре - тогда еще не обители и лишь последние несколько лет - приходском храме. Мы работали на процветание и расширение, превращение в действительный музей этого ее подразделения Института. Сейчас музей действует, и с нашим участием подготовлено несколько его выставок. А еще за нами - многолетний разбор фондов Музея, которые навалом хранились в бывших кельях монастыря...
Лариса Ивановна стоически выносила все тяготы опекания РОЖДЕСТВЕНКИ - ведь это крест ежечетвергового нашествия без малого сотни прожорливых поющих нетружеников при немногих трудящихся! И гитара при свечах, воткнутых в конверсионно-сосланные сюда и на эту роль рулевые дюзы, пела здесь порой до самой полуночи... ..
Всеобщая работа РОЖДЕСТВЕНКИ на Ларису Ивановну продолжалась недолго: от начала сокрушения стен в соборе до выжигания электрической дугой неподдающегося пня у окна ее тогдашнего кабинета, который вскоре превратился в рабочую комнату музея. Многое из этих и последующих работ, по внешности, пропало даром: так и не перешла в музей бывшая новая трапезная монастыря, у которой мы убрали недавнюю закладку крыльца; ушла и колокольня монастыря, в которой мы победили, вынесли и собрали на новом месте исполинский пресс; ушел в возобновленный женский монастырь и сам собор, на крыше которого мы успели встретить 1991 год... А сегодня настал черед и музейных комнат, и архива-фондохранилища с угольным наброском булгаковского Иешуа, черед и нашей 50-й... .
Лариса Ивановна вытерпела все пребывание Рождественки на своей территории. Она и Рождественка остались друзьями, и на каждый новый фронт работ в подвале МАРХИ, отведенном фондам музея, она зовет именно нас.
А мы посвятили ей роль в пьесе - современно-драматической аллегории истории РОЖДЕСТВЕНКИ за три первых ее года. И сегодня мы снова говорим: ХВАЛА ЛАРИСЕ ИВАНОВНЕ!
4. РОЖДЕСТВЕНКА - ВООБЩЕ...
РОЖДЕСТВЕНКА справляет свое пятилетие. РОЖДЕСТВЕНЦЕВ много: на "большие сборы" по четвергам и на иные "массовые праздники собирается до ста двадцати человек! В этом году прошли традиционные летние поездки-труды по Северу - Коневец, Соловки, Псков, другие традиционные ее маршруты. Уже на рубеже лета и осени толпа РОЖДЕСТВЕНЦЕВ открыла новый свой сезон "московско-подмосковных" работ: сдались на милость и повалились под нашими пилами проросшие сквозь древние фундаменты деревья вокруг церквей УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В КАЗАЧЬЕЙ СЛОБОДЕ и ТРОИЦЫ НА ШАБОЛОВКЕ, треснул и вышел, как сломанный зуб, пень, поселившийся в бывшем спуске в храмовый подвал, пройдены первые в ШЕСТОМ ГОДУ РОЖДЕСТВЕНКИ дороги - к трудам сквозь лес в церковь ТРОИЦЫ В АВЕРКИЕВЕ и к отдыху, любопытству и фото-киносъемкам на БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ... . РОЖДЕСТВЕНКА жива и собирается жить и наполнять смыслом жизнь своих членов и своей "хоры" еще много-много лет.
РОЖДЕСТВЕНКА в силах это сделать: ведь это нечто большее, чем традиционные ВООПИКовские и околоВООПИКовские отряды, это - открытое содружество творческих личностей, РОЖДЕСТВЕНКА "отворчествовывает" все, что оказывается в поле ее притяжения..
РОЖДЕСТВЕНКА имеет множество "ликов": это и шефский отряд, члены которого выполняют самые трудоемкие и монотонные вспомогательные работы на восстанавливаемых памятниках прошлого; это и летний выездной отряд, оказывающий аналогичную помощь реставраторам самых дальних и знаменитых, и практически неизвестных памятников в свои отпускные и каникулярные недели; это и поисковая группа, совершающая ознакомительные походы, вело- и водные поездки по центральным областям России и по Северу, в ходе которых инспектируются попутные и порой выявляются неучтенные храмы, монастыри и усадьбы, считавшиеся исчезнувшими без следа; это и туристское объединение, любящее дорогу ради нее самой, ночной костер и тихий голос гитарных струн, сливающийся с негромкой песней "из самой глубины души"; наконец, это - содружество творческих личностей, в своем общении самореализующих свой не востребуемый "основной" профессиональной работой потенциал, самый различный и по характеру и по направленности - ведь далеко не все "работы" сегодня требуют именно ТВОРЧЕСТВА... .
Итак, РОЖДЕСТВЕНКА РАБОТАЕТ: труды ее начались в самом РОЖДЕСТВЕНСКОМ монастыре в нынешнем центре Москвы, а затем выплеснулись в казавшуюся бескрайней область: НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ и БЕЛОПЕСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ под Каширой, БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ и памятники вокруг древнего ЗВЕНИГОРОДА, ЗОСИМО-САВВАТИЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ и чарующий храм в ОСТРОВЕ - это лишь первые адреса, где видели Рождественцев, слышали их смех и песни, где помнят их труды... . РОЖДЕСТВЕНКА сложилась в трудные для реставрации времена, когда на одном за другим памятниках и столицы и Подмосковья по причине крепчавшего безденежья замирали работы профессионалов, и лишь набиравшие силу церковные общины робко начинали восстанавливать переходившие к ним "долгореставрации", а то и совсем недавно еще бывшие склады и цеха, руины и относительно ухоженные конторы и клубы... .
РОЖДЕСТВЕНКА РАБОТАЕТ не только ломом, лопатой и топором: НЕ МЕНЕЕ РАБОТОЙ является и ежегодная подготовка и празднование МАСЛЕНИЦЫ - все пять последних наших Маслениц на своих плечах вынесла именно эта группа. И в самые последние годы к МАСЛЕНИЦЕ прибавился и "летний" ПРАЗДНИК МОСКОВСКОГО КОМСОМОЛЬЦА В "ЛУЖЕ" - здесь именно РОЖДЕСТВЕНЦЫ держат площадку ВОСКРЕСНИКИ ВООПИК, посетители которой уже второй год вливаются в ее гостеприимные ряды и сами становятся истинными РОЖДЕСТВЕНЦАМИ.
А чтобы не отрываться от родных корней, мы то и дело проходим по бесценной нашей улице-РОЖДЕСТВЕНКЕ и заинтересованно смотрим на каждые вновь встретившиеся нам руины храмов и усадеб, на запущенные парки и ждем очередных МАСЛЕНИЦ и новых ПРАЗДНИКОВ МК. И они придут: скоро нас ждут в Ботаническом саду и в церквушке в Рогачеве, и уже не за горами скрещение лыжней на поляне, где новому снежному граду быть, хохоту звучать, - и РОЖДЕСТВЕНКЕ - пополняться новыми людьми!
5. ДАЛЬНИЕ ПОЕЗДКИ.
РОЖДЕСТВЕНКА неотделима от дорог и ДАЛЬНИХ по ним ПОЕЗДОК. Лыжи, велосипеды, элект-рички, байдарки и чаще всего -собственные ноги - постоянно несут Рождественцев на край Московской области, Руси и вообще на край света. Многие из них - бродяги и по профессии: геологи, топографы, журна-листы. Но дух бродяжий срывает с места и самых сидячих по роду деятельности бюрократов, как только в поиске отдохновения от жизнеобеспечивающих трудов служащие приходят потрудиться ломом , топором и лопатой на славную РОЖДЕСТВЕНКУ.
Дальние поездки РОЖДЕСТВЕНЦЕВ дают этому объединению очень и очень много: это и возможность познакомиться (причем познакомиться не по-туристски, скользнув взглядом или равнодушным объективом по встречающимся достопримечательностям, - а по-ВООПИКовски, основательно, с лопатой или иным инструментом в руках) с памятниками дальних краев; это и новый круг общения, как с местными аборигенами - тоже энтузиастами культуры, которыми только она и держится, так и порой с встречающимися на этих путях москвичами же, вливающимися потом в РОЖДЕСТВЕНКУ; это и оказавшаяся неоценимой в наше небогатое время возможность просто и дешево проделать путь и найти на время поездок и трудов кров и пристанище; это и дальние базы РОЖДЕСТВЕНКИ, с которых она выбирается в окрестности Пскова и Пушкиногорья, Петербурга и Ростова Великого, по знаменитому Соловецкому архипелагу и Валааму - и много-много где еще.
РОЖДЕСТВЕНКА привозит из этих поездок новые песни и стихи, новые рисунки в традиционный рождественский альбом-летопись, новое свое единство и порой - новых своих членов и активистов; новые идеи и замыслы следующих поездок тоже рождаются здесь - или в пути или после него, у костра или "дома", в драгоценной РОЖДЕСТВЕНСКОЙ 50-й. И, конечно же, итогом любой дальней поездки становятся вороха проявляемых фото- и кинопленок и толстые пачки фотографий - как "мордописи", памятной и интересной только самим участникам их сюжетов, так и таких, что интересны вообще - познавательно и часто еще и художественно, интересны тем, кто не бывал там, где прошли РОЖДЕСТВЕНЦЫ. А порой и сами сфотографированные места и памятники или изменяются временем и обращением внимания реставраторов, или становятся недоступными монашескими обителями, или дорога к ним превращается в сплошное непреодолимое препятствие, как произошло с многими деревянными памятниками северного зодчества... .
6. ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ.
РОЖДЕСТВЕНКА как магнит притягивает к себе едва ли не большинство тех, кто часто бывает на трудовых встречах добровольцев, но еще не нашел здесь своего места или по каким-либо причинам не может полностью войти в жизнь составляющих Движение добровольных помощников реставраторов .
Притяжение РОЖДЕСТВЕНКИ испытывают и те,кто отошел от ее повседневной жизни, трудов, досугов и поездок, как, хотя бы, автор сих строк. В РОЖДЕСТВЕНКУ стремятся влиться и вновь приходящие к нам новые коллеги - притяжение этого самого талантливого, веселого, интеллигентного и дружелюбного отряда не сравнимо ни с каким другим из входящих в ДВИЖЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОМОЩНИКОВ РЕСТАВРАТОРОВ!
7. "ЧЕТВЕРГИ" - ПО ЧЕТВЕРГАМ И НЕ ТОЛЬКО...
РОЖДЕСТВЕНКА собирается, по давней, еще ВООПИКовских времен, традиции, по ЧЕТВЕРГАМ: сперва это работа на очередном подшефном памятнике: в зависимости от его расположения и удаленности от станций метро с 18 или 19 часов примерно до 21 часа, а затем начинается традиционная и самая ценная и привлекающая в наших отрядах часть четверга", на какой бы день недели он ни выпадал - дружеское общение: с традиционным чаепитием: с разговорами и знакомствами, со всеобщим празднованием дней рождения,с рассказами о том, где РОЖДЕСТВЕНЦЫ побывали, с просмотром слайдов и кинофильмов о трудах и поездках. Тут завязываются дружбы, здесь часто начинается любовь. А разнообразие людей, приходящих на "четверги" и вообще на трудовые встречи, позволяет подчас завязать и интересные профессиональные контакты.
Рабочая часть "четвергов" может проходить на нескольких объектах, но неизменен постоянный адрес РОЖДЕСТВЕНКИ: с основания это была 50-я комната Музея МАРХИ в РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ, сегодня это - помещение одного из ЖЭКовских клубов, которое с Рождественцами дружески делят казаки. И каждый долгожданный четверг сюда, кто с трудов, кто с работы или учебы, собираются РОЖДЕСТВЕНЦЫ.
И традиционным завершением каждого "четверга" является гитарная музыка - без Богини-Гитары РОЖДЕСТВЕНКА - не РОЖДЕСТВЕНКА... И по уже давней, тоже обкатанной на других памятниках, традиции, во время этих чаепитий шли рассказы-знакомства с самим подшефным монастырем: с его прошлым: сохранившимся или утраченным окружением; показывались слайды, как снятые "здесь" на Рождественке, так и на встречах других отрядов и на других памятниках. В романтической полутьме часто стрекотал кинопроектор, и на стене или потолке быстро двигались лопаты и носильщики, оборачивались в объектив знакомые лица, медленно проплывали величественные силуэты храмов Андроникова монастыря, сказочно прекрасной церкви в Острове, сцены недавних тогда нашумевших раскопок на Историческом проезде... . Довольно скоро РОЖДЕСТВЕНКА "прописалась" в 50-й комнате МУЗЕЯ МАРХИ: которому тогда принадлежали кельи и знаменитый собор бывшей обители. Лариса Ивановна Иванова-Вейен, директор музея, стала добрым Гением и ангелом-хранителем нарождавшейся РОЖДЕСТВЕНКИ, а стены "50-й" украсили множившиеся повод от повода газеты-плакаты группы и подлинный символ ее - Велосипеды, на которых РОЖДЕСТВЕНЦЫ от снега и до снега наматывали на их колеса сотни километров дорог по историческим местам Подмосковья.
Так прошли почти целиком 5 лет РОЖДЕСТВЕНКИ. Ныне Музей МАРХИ выехал из возрожденного монастыря в основное здание института; сменила адрес и РОЖДЕСТВЕНКА. Но воспоминание о той 50-й: о ее тесноте и теплоте, о том особом поле дружбы и духовной близости все более и более становится НОСТАЛЬГИЕЙ РОЖДЕСТВЕНКИ. И потому столь пристально мы вглядываемся в те фотографии, что запечатлели этот казавшийся незыблемым и ушедший сегодня мир. Впитайте его дух и Вы, наш читатель!